Карты банков. История появления и развитие.

                              ...В 1949 году некий Альфред Блумингдейл прилетел в Нью-Йорк, чтобы навестить больного отца, и встретил своего старинного друга - Фрэнсиса Макнамару. ·  Дела у обоих друзей к тому времени шли неважно. Блумингдейл был неудачливым продюсером бродвейских шоу, Макнамара возглавлял финансовую компанию "Хэмилтон Кредит Корпорейшн", на которой в тот момент висел долг более 35 тысяч долларов (бешеные по тем временам деньги). Макнамара сопровождал юрист компании Ральф Снайдер. ·  И вот тройка этих явно не самых везучих людей решила пообедать в небольшом ресторанчике в самом центре Манхэттена. Во время обеда Макнамара рассказал про своего знакомого бизнесмена Скотта, который - за небольшие проценты - позволял соседям пользоваться своим текущим банковским счётом. Проще говоря, владельцы продовольственных лавок могли позвонить ему и получить разрешение записать стоимость покупки на счёт Скотта. ·  Тройке идея понравилась. Манхэттен - с его огромным количеством ресторанов, кафе, баров, в которых встречаются тысячи бизнесменов, показался ей идеальным полем для нового бизнеса. Для проверки они позвали владельца ресторана с вопросом, сколько он готов платить за новых клиентов, которых не получил бы никаким другим способом? Тот, не моргнув глазом, ответил: "Семь процентов" - ставка, которая потом несколько десятилетий преобладала на рынке кредитных карточек. Кстати, когда карточный бизнес уже процветал вовсю, Блумингдейл как-то спросил у того же ресторатора, откуда взялись эти знаменитые семь процентов? ·  - Агент по путешествиям потребовал бы десять...  ·  Короче говоря, к концу обеда решение создать новое предприятие созрело окончательно. Спустя некоторое время оно получило название        "Diners Club"...

 

·  В самом начале плата за карточки не взималась и кредитная история клиентов никак не проверялась. Чтобы получить кредитную карточку, любому человеку было достаточно иметь приличную внешность. За первый месяц компания получила 140 процентов дохода от оборота, составившего 2 тысячи долларов. Но через три месяца объём операций равнялся уже 250 тысячам долларов.  ·  А еще через год "Diners Club" имела договоры с 285 коммерческими точками и обслуживала около 35 тысяч владельцев карточек, которых платили за кредит по 3 доллара в год. К концу 1951 года "Diners Club" принесла чистый доход в 61 тысячу 222 доллара - с оборота в 6,2 млн. долларов. Компания продолжала расширяться...  ·  Главные трудности начались, когда на рынок начали выходить конкуренты. 1 октября 1958 года была выпущена первая карта "American Express" (уже через год эта компания насчитывала 32 тысячи предприятий, и имела более 475 тысяч держателей карточек). В 1976 году появилась известная теперь всем "VISA", в 1980-м - "MasterCard".

·  Европа тоже не стояла на месте. Там появилась ассоциация "EuroCard", которая заключила соглашения с компаниями Cirrus и Maestro, расширив перечень предлагаемых услуг за счет карточек для получения денег в банкоматах, и начала активно сотрудничать с "MasterCard". В итоге этого сотрудничества компании объединились в широко известную сегодня "EuroCard/MasterCard".  ·  Свою лепту в конкурентную борьбу между платёжными системами внесла и Япония. Отбив все нападки на свой рынок со стороны "MasterCard", японцы выпустили собственную, мало знакомую россиянам карточку JCB.

·  Сама по себе карточка, если за ней нет обслуживающей её системы или единой сети коммуникаций, - просто кусок пластика. Ведь на самом деле важна не столько она, сколько организованная вокруг неё банком схема безналичных расчетов.  ·  Современная платёжная система включает в себя: клиентов - пользователей карточек, банки, магазины, рестораны и другие сервисные точки, которые принимают карточку к оплате, а также процессинговые компании, обрабатывающие финансовую информацию.  ·  Часть российских банков давно получила право выпускать и обслуживать карточки самых мощных международных платёжных систем - VISA и Euroсard/MasterCard. Однако многие из наших банков успели в начале 90-х годов создать собственные, для российского "внутреннего пользования". Наиболее известны сегодня отечественные STB Card, Union, MostCard и "Золотая корона". В отличие от международных, их получение в банке обычно не требует внесения крупного депозита, что делает их привлекательными для граждан с невысокими доходами, а также для руководителей предприятий, перечисляющих зарплату сотрудникам на их банковские счета.  ·  Известно, что в нынешней России практически нет "кредитных" карточек. Разница здесь такова: если вы расплачиваетесь карточкой, не имея в тот момент денег на спецкартсчёте, а затем в течение оговоренного с банком срока (например двух недель или месяца) должны полностью погасить свой долг, такая платёжная схема - а часто и карточка - называется расчётной.  ·  Если вам разрешено отодвигать часть долга "на потом", то схема и карточка называются кредитными. Как правило, за предоставление подобного краткосрочного кредита банк берёт небольшие проценты в свою пользу.  ·  И, наконец, если сумма платёжа немедленно списывается со счёта владельца карты (при этом если денег на счету не хватает, то и расплатиться невозможно), такая платёжная схема называется дебетовой.

 

На главную

 

 

Hosted by uCoz